">
Приветствую Вас, Гость

21 ноября — Михайлов день.

В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. На Руси Архангел Михаил почитался, прежде всего, как небесный воин, возглавляющий Господне воинство. Верили, что Архангела боится вся нечистая сила и при его появлении прячется в самые глубокие норы и пещеры или вовсе проваливается под землю.
В откровении Иоанна Богослова святой Михаил изображается защитником христиан от болезней и искушений и скоро помогает просящим в их нужде. Архистратигу Михаилу молятся об излечении от болезней, а также об избавлении от всяких бед и скорбей, начиная строительство нового дома и при входе в него.
В этот день верующие обращаются в своих молитвах к архангелу Рафаилу, как к целителю всяческих духовных и телесных болезней, особенно при болезни глаз.
Славянские обряды
У православных народов с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» (болг. заради умирачката). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжелой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.).
В этот день, по народному обычаю, ублажают дворового. Он считается младшим братом домового, но его стараются задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводится дёгтем полоса, за которую дворового просят не выходить. Ставят ему ужин в хлеву. Кроме того, по обычаю, между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Для того чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву «мелким бесам».
В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву.
В Полесье с этим днём связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг» пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья.
В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку.
Согласно поговорке: «С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет».
Поговорки и приметы
С Михайлова дня зима стоит — земля мёрзнет. С Михайла зима не стоит, не мёрзнет. «Михайла приїжджає на білому коні» (укр.). Со дня Михаила-архангела зима куёт морозы. На Михаила зима санями приехала. Михайловские оттепели, Михайловские грязи. Коли на Михайлов день закует, то на Николу раскует. На Михайлов день иней — жди больших снегов, а если туман — жди оттепели. Морозы прилетают 9-го ноября от железных гор. На Михайлов день ясная погода — зима морозная. «Як на Михайла вітер з полудня, то буде зима сніжна й красна» (укр.). Если Михайло Демьянов путь нарушит, настоящая зима и прочная санная дорога, вместе с сильными морозами, установится только к началу декабря — к Варварину и Николину дню (4 и 6 декабря по ст. ст.). С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм. Не ублажи Дворового до Михайлова дня — уйдёт он со двора, а на своё место пришлёт Лихого. «Мядзведзі ідуць у спячку» (белорус.). «До Михайла пастухоў нанимали» (полесье). «Калі Міхайла ў снягу, то і Пасха ў снягу, а як не — дык і не» (белорус.).