Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, c 1 сентября 2015 г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.
ФГОС общего образования должен обеспечивать:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ (далее – ООП) начального, основного и среднего общего образования.
ФГОС общего образования включает в себя требования:
к структуре ООП общего образования;
к условиям реализации ООП общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);
к результатам освоения ООП общего образования.
В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
кадровых;
финансово-экономических;
материально-технических;
психолого-педагогических
информационно-методических.
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:
разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования образовательного учреждения;
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;
разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
осуществлено повышение квалификации всех учителей основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования).
Нормативно-правовая база внедрения ФГОС ООО
Федеральный уровень
- Конституция РФ Статья 43. П. 1, 5.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Статьи 7, 9, 14, 29.
- Федеральный закон №309 от 01.12.2007 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"Утверждена Президентом РФ 04.02.2010.
- Постановление правительства РФ №142 от 24.02.2009 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011. № 19707).
- Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2001 г. №373».
- Приказ Минобрнауки России №209 от 24.03.2010 (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Региональный уровень
- План реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2011-2015 годов, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 июля 2010 года №1445-р.
- План мероприятий по обеспечению внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области. Приложение к приказу министерства образования Нижегородской области от 17.09.2010 №1065.
- Приказ министерства образования Нижегородской области №180 от 27.02.2010 «О создании рабочей группы по переходу на Федеральные государственные стандарты второго поколения».
- Приказ министерства образования Нижегородской области №954 от 18.08.2010 «О внесении изменений в приказ от 27.02.2010 №180».
- Письмо министерства образования Нижегородской области №316-01-52-3958 от 14.10.2010 «Об организации работы по переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
Муниципальный уровень
- Приказ управления образования администрации Большеболдинского района от 23.09.2010 г. №HYPERLINK "http://chernovskoe2009.narod.ru/FGOS/munic/1prikaz.doc" 211-1 "Об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС НОО".
- План работы по проведению мероприятий по переходу на новый ФГОС НОО Управления образования Администрации Большеболдинского района Нижегородской области на 2010-2011 учебный год.
Школьный уровень